В это сложновато поверить, но сервису автопроката уже более ста лет. Во многом он обязан своим появлением Генри Форду, который в 1908 году в США начал первый крупносерийный выпуск экономного легкового автомобиля FORD T.
Первым официальным основателем автопрокатного бизнеса называют Джо Сандерса. В 1916 году ему пришла в голову идея давать в пользование свой Форд всем желающим, беря плату всего 10 центов за милю. Для понимания: в то время средняя зарплата американского рабочего составляла до 50 долларов в месяц. То есть услуга была весьма доступной, тогда как стоимость покупки нового авто Форда составляла к 1917 году около 350 долларов.
Услуга Сандерса оказалась настолько популярной, что к 1921 году помимо своего родного штата Небраска он открыл филиалы более чем в 20 других штатах. Единственное, что помешало дальнейшему развитию бизнеса – Великая Депрессия в США, из-за которой спрос на автопрокат очень снизился.
Вскоре за Сандерсом свою фирму с автопарком из двенадцати Фордов открыл Уолтер Джекобс в Чикаго. Ему потребовалось всего 5 лет, чтобы заработать более миллиона долларов. И на пике славы он продал бизнес владельцу крупной транспортной компании Джону Хертцу. При этом Джекобс остался её руководителем в течение продолжительного времени, привнеся немало нововведений. Во многом благодаря этому фирма Hertz успешно работает и сегодня, став одним из крупнейших автопрокатных сервисов.
Свой пионер был и в Европе. Так, еще в 1912 году Мартин Сикст открыл фирму проката Sixt Autofahrten, для которой закупил немецкие авто. Он успешно работал до Второй мировой, когда разорился и трагически погиб. Уже в послевоенное время сын возродил отцовский бизнес, и фирма Auto Sixt успешно работает до сих пор. Её сегодняшний парк огромен и насчитывает сотни тысяч машин.
Темным периодом автопроката в США стал «сухой закон», когда прокатный транспорт стал популярным у криминальных группировок, перевозивших запрещенные товары в такой способ, подмочил свою репутацию. А что касается Европы, то конечно помешала Вторая мировая война. Зато в послевоенный период прокат автомобилей расцвел, чему способствовали:
Особенно интересна в этом ключе компания Avis, сегодня вторая по своей масштабности автопрокатная компания в мире. Её основал в 1946 году военный пилот Уоррен Авис, который сосредоточился на предоставлении прокатных автомобилей в аэропортах, и принял верное решение. Он начинал с трех автомобилей в Детройтском аэропорту, а уже в 1953 году компания успешно функционировала не только в Северной Америке, но также и в Европе.
Вы удивитесь, но автопрокат как услуга был и в Советском Союзе. Этот проект был запущен в 1956 году и просуществовал около 10 лет. На пике прокатные конторы работали более чем в 40 городах. Стоимость проката была небольшой, и он пользовался успехом. Купить машину было непросто, а в случае реальной нужды советские граждане вполне могли взять машину на срок до 1 месяца.